Наша история

Для каждого человека школа — это часть жизни. В нее он приходит маленьким несмышленым человечком, а уходит взрослым и самостоятельным человеком, состоявшейся личностью. История школы – это история жизни многих поколений.

Вспомним некоторые страницы школьной биографии:

В 1944 году в г. Тамбове, на Моршанском шоссе была открыта начальная школа, которой присвоили номер 22, в ней обучалось 135 учеников. Располагалась школа в части здания барачного типа.
В 1954 году на северной окраине г. Тамбова (сегодня это район Комсомольской площади) лакокрасочный завод (ныне АО «Пигмент») построил красивое четырёхэтажное здание, украшенное башней со шпилем. Завод и стал шефом, который принял на себя обязательство не только быть строителями, но и оборудовать школу №22. На месте пустыря, заросшего бурьяном, был положен асфальт, посажены деревья. К началу учебного года всё-таки в школу войти не удалось, занимались до 16 декабря в разных местах: в бараках на Моршанском шоссе, в школе № 27, в школах № 5. Из этих школ и был набран контингент учащихся.

 

Директором школы был назначен Иван Сергеевич Солодуха, который с огромным энтузиазмом принялся за осуществление учебного процесса.1 Ивана Сергеевича поддерживал молодой, энергичный коллектив учителей. Это завучи Николай Алексеевич Макаровский, Нина Ивановна Панченко, учителя Демченко Надежда Владимировна, которая впоследствии получила высокое звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», Нина Николаевна Коновалова, Мозенкова Адель Всеволодовна, Малявина Бронислава Антоновна, Киркина Галина Семеновна, Бочаров Виктор Андреевич, Зимина Валентина Ивановна, Горелов Алексей Ефремович, Харитонов Николай Яковлевич, Степанова Анна Сергеевна, Пестова Лидия Александровна, Терехова Кира Сергеевна, Косолапова Мария Кузьминична, Дружинина Раиса Алексеевна и многие другие педагоги, которые за короткий срок сумели сделать школу передовой в городе. Молодые, инициативные педагоги отдавали себя полностью любимому делу.

 

Учитель русского языка и литературы Королева Клавдия Кузьминична была приглашена в Москву, где выступала с докладом на Всероссийском совещании учителей. Учитель Мозенкова Адель Всеволодовна получила от Московского университета задания повышенной трудности для 11-го класса. Завуч Николай Алексеевич Макаровский работает над подготовкой методических пособий «Изучение причастия в 6 классе» и «Изучение наречия в школе». Планы его работы апробируют на уроках учителя Лазорина Светлана Иннокентьевна и Бескровная Ирина Ивановна, ежедневно сообщая завучу, что удалось на уроке, а над чем еще нужно поработать. Так рождались умные и полезные книги Н.А. Макаровского, которые в последствии легли в основу городской методической системы образования.

 

Под руководством И.С. Солодуха в 1956 — 1957 учебном году школа становится базовой при Академии Наук СССР. Были организованы гуманитарные и математические классы. Работа шла в нелегких условиях: в классах было по 40-45 учащихся, занимались в 4 смены, да еще в здании размещалась и вечерняя школа.

 

Сама красота школьного здания дисциплинировала ребят: после того, как приходилось сидеть в ватниках и перчатках на уроках (во время учебы на Моршанском шоссе), вдруг надо ходить по паркету в широких светлых коридорах, иметь сменную обувь, следить за чистотой классов и коридоров, очень ответственно относиться к дежурству. Были введены даже ученические билеты для входа в школу, но потом, правда, это нововведение не оправдало себя.

 

В 1959 году Ивана Сергеевича на посту директора школы сменил Борис Тимофеевич Кузин, который старался продолжить уже зародившиеся хорошие традиции. 2В школе были яркие концерты художественной самодеятельности детей. Школа занимала только призовые места в смотрах самодеятельности. От учащихся не отставали и учителя: в течение нескольких лет горком профсоюза работников просвещения награждал коллектив учителей премией за успехи в художественной самодеятельности. Огромная заслуга в этом принадлежала учителю музыки Лиманской Валентине Ивановне. Славилась школа и методическими семинарами, которые проводила завуч Бударина Александра Георгиевна.

 

3В 1972 году школу возглавил Сорокин Константин Михайлович, в адрес которого можно сказать очень много теплых слов. Его называли в шутку «Петром I школы № 22». Он сам брал в руки молоток, топор, пилу, рубанок и оснащал кабинеты, строил в них шкафы, делал столы, различные приспособления для технических средств обучения. Ребята — старшеклассники получали от него трудовые задания. Надо отметить, что многому научились ребята у директора-труженика. Школа одной из первых в городе перешла на кабинетную систему. При нем были возведены две пристройки к школе. В школе интересно было жить и работать ученикам и учителям.

 

Организатором и вдохновителем очень многих интересных дел является, бесспорно, учитель физической культуры Бочаров Виктор Андреевич. О его работе с ребятами в области физкультуры и спорта можно говорить очень много, но обязательно надо сказать, какой честностью, логикой и организованностью отличались все мероприятия, которыми руководил Виктор Андреевич, будь то смотр самодеятельности или спортивные соревнования. В 60-80-е годы в школе обычной была пятая трудовая четверть. Ребята работали на уборке овощей в совхозе «Цна». Бессменными руководителями этих полезных дел были учителя Харитонов Н.Я. и Иващенко В.И.
Организаторы внеклассной и внешкольной работы Ревякина М.И., Пескова Н.А., Павлова З.Г. готовили с ребятами КВН, и не раз школа занимала призовые места в этой области. Дружный коллектив словесников проводил литературные вечера, посвященные писателям и знаменательным датам. Традиции пионерской и комсомольской организации школы продолжает детская организация «Алый парус», руководит которой Герман О.В. Союз детских организаций неоднократно награждал «Алый парус» почетными грамотами и дипломами за активное участие в деятельности детской организации.

 

В школе 2 заслуженных учителя — Демченко Н.В. и Харитонова С.И., которые проработали в школе долгие годы. Надежда Владимировна — «Заслуженный учитель РСФСР» с 1966 года. А Светлана Иннокентьевна получила звание «Заслуженный учитель России» в 1993 году.

 

Среди их многочисленных выпускников есть люди самых различных профессий: медики, учителя, строители. Многие остались работать в родной школе. Встречаясь с любимыми учителями, они с особой теплотой вспоминают свои школьные годы.

 

Недолгое время директором школы был Королев Юрий Александрович, который продолжил уже сложившиеся традиции школы. Традиционными были поездки учителей с детьми на экскурсию в Москву, Киев, Волгоград, Севастополь, Одессу, Ясную Поляну, в Тарханы.

 

С 1989 года по 1998 год школу возглавлял Мелехов Валерий Васильевич.5 Энергичный человек, который зажигал своим энтузиазмом. Умело осуществлял связь с шефствующим предприятием ООО «Пигмент», что позволило улучшить материальную базу школы: появился компьютерный класс, школьные мастерские получили новые станки, учебные кабинеты приобрели новый облик, сделан капитальный ремонт. Он организовал методическую службу, создав кафедры по предметам, что дало новый виток развития учреждения и заложило основы сетевому взаимодействию «Школа-ВУЗ».

 

С 1999 года по ноябрь 2010 директором становится выпускница школы Лидия Игоревна Хорошун, 6которая успешно руководила коллективом школы, в котором органично трудятся опытные и молодые педагоги, делала все возможное, чтобы обеспечить современный уровень образования, высокую социальную конкурентоспособность.
Впечатляют достижения этого учебного заведения, которое за десятилетие стало одним из лучших в городе: В 1997 — 2002гг. — победа во Всероссийском конкурсе «Школа года». В 2000 году школе присвоено звание «Школа века».

 

С 1997 года школой заключен договор со всеми кафедрами Тамбовского государственного педагогического института о взаимной работе по подготовке учащихся к поступлению в вуз. К преподаванию отдельных предметов стали привлекаться преподаватели института, и школа фактически вышла на углубленное изучение отдельных предметов в классах с избранным профилем. Школа растит кадры, способные преподавать предметы углубленно, разрабатывать и проводить элективные курсы.

 

С 2000 года учащиеся и их родители стали осознанно делать заказ на образовательную деятельность школы. Открываются профильные классы следующих направлений: социально-гуманитарные, физико-математические, химико-биологические. Школа осуществляет сетевое взаимодействие с Тамбовским государственным университетом имени Г.Р. Державина, Тамбовским государственным техническим университетом, Тамбовским приборостроительным колледжем, Саратовском медицинской академией.

 

В 2006 году учебное заведение стало базовым с 52 класс – комплектами, в которых обучалось 1300 детей.
В целях содействия детям с ограниченными возможностями здоровья в профессиональной ориентации и психологической адаптации на базе учебного заведения открыто областная экспериментальная площадка «Дистанционное обучение детей–инвалидов», успешно апробируются электронные учебные пособия для учащихся школы, города и Тамбовской области.

 

Школа имеет выгодное местоположение, что позволяет ей поддерживать сотрудничество с учреждениями дополнительного образования: Музеем истории медицины, Картинной галереей, Центральной городской библиотекой имени Н.К. Крупской, Тамбовским областным краеведческим музеем, Тамбовским драматическим театром, Центром детского творчества «Радуга», Центром медицинской профилактики, городским центром планирования семьи, Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции, Областным дворцом творчества детей и юношества, Областным театром кукол, Станцией детского и юношеского туризма и экскурсий «Пилигрим», Центром противопожарной пропаганды, Станцией юных натуралистов, Комитетом по делам молодежи администрации города Тамбова, Автоградом и другими.

 

На основе многолетнего опыта кружковой, досуговой, оздоровительной, спортивно-массовой работы разрабатывается программа Центра дополнительного образования. В связи с повышением образовательных запросов учащихся и получением школой нового статуса учебное заведение выходит на следующую ступень развития – мультипрофильность, что позволило 25 учеников, обучающихся в 10 классах, распределить на группы внутри профиля. Особенностью такого обучения является то, что по окончании программы базового уровня, одна часть учащихся углубленно изучает предметы естественного-математического профиля, другая – дисциплины химико-биологического цикла. В перспективе возможно комплексное изучение отдельным учеником ряда предметов разных профилей по собственному усмотрению. Идея мультипрофильной школы позволила выполнить социальный заказ по подготовке выпускников к поступлению в разные вузы страны.

 

На протяжении ряда лет работали на изменение статуса школы. В школе разрабатываются программы для классов с углубленным изучением отдельных предметов, школа успешно проходит процедуру лицензирования и аккредитации. Комплектование классов и педагогического коллектива проводится с учетом выбора учащимися углубленного изучения отдельных предметов.И 25 октября 2007 года постановлением главы администрации города Тамбова школа переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу №22 с углубленным изучением отдельных предметов.
Школа – победитель, призер, участник конкурсов различного уровня, наиболее значимые из них:

  • 2007 — Победитель регионального конкурса «Лучшие школы Тамбовщины»
  • 2007 — Победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы приоритетного национального проекта «Образование»
  • 2008 — Победитель муниципального конкурса «Лучшее образовательное учреждение» в номинации «Самая благоустроенная школа»
  • 2009 — Победитель муниципального конкурса «Лучшее образовательное учреждение» в номинации «Школа безопасности»
  • 2009 — Включение учебного заведения в национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России»

 

Особенно значимой оказалась победа во Всероссийском конкурсе образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В результате образовательное учреждение получило финансирование в размере 6 миллионов рублей из федерального бюджета. Эти средства затрачены на приобретение программного, методического, лабораторного оборудования, на покупку компьютеров, создание локальной сети, реконструкцию школьного стадиона, учебного оборудования и мебели, на капитальный ремонт школьных рекреаций и 1 этажа здания, пополнение библиотечного фонда, приобретение оборудования для столовой. В учебном заведении 2 полностью укомплектованных компьютерных класса, столовая современного дизайна, 2 оснащенных мастерских, кабинеты физики, химии, биологии со всем необходимым лабораторным материалом для практических занятий.

 

В дальнейшем своем развитии школа ориентируется на демократизацию всех сфер образовательного и воспитательного процесса. 15 лет в учебном заведении функционирует орган ученического самоуправления – детская организация «Алый парус». Совместно с представителями родительской общественности в образовательном учреждении решаются проблемы обучения, воспитания, создания комфортных условий. В школе создан Управляющий совет. Учебное заведение ведет постоянный и заинтересованный диалог с родителями. В стенах школы регулярно проводятся тематические родительские собрания, в том числе и общегородские, на которых педагоги и психологи ведут серьезный разговор о проблемах развития детей разных возрастных групп. Родители учащихся школы сами распоряжаются внебюджетными денежными средствами из благотворительных пожертвовании, ежегодно определяют объем ремонтных работ. Один раз в четверть родительский комитет уведомляет общественность о расходах и делает подробный отчет об использовании бюджетных и внебюджетных средств. Имеется расчетный счет школы, что облегчает привлечение спонсорской помощи.

 

В учебном заведении работает пресс-центр, издающий газету «Школьный меридиан» с периодичностью 1 раз в четверть. В ней содержится актуальная информация о школьной жизни, нововведениях, проблемах. Новой формой диалога с родителями стало использование возможностей информационно-коммуникационных технологий.

7
В ноябре 2010 года директором школы назначена Васильева Ирина Егоровна, которая начинала свою педагогическую деятельность учителем физики в 1994 году в школе №22.

В 2012 году произошла реорганизация школы №22 путем присоединения к ней школы №2.
Реорганизация в форме присоединения школ №№ 22 и 2, находящихся в шаговой доступности, имеющих богатые традиции обучения и воспитания детей, стала отправной точкой для выстраивания новой организационной культуры объединенного учреждения. Проанализировав лицензионные показатели, количественный состав обучающихся, материальную базу двух учреждений, кадровые возможности, материальные затраты, управляющие советы двух учреждений, педагогические коллективы выдвигали предложения в форме проектов по организации образовательного пространства. Наиболее приемлемым явился инновационный проект школы ступеней обучения.
«Зачем нужна школа ступеней?, Чем она отличается от обычной школы?, Как и за счет чего эта модель может улучшить качество образования?» — те вопросы, ответы на которые были даны в ходе общественной приемки школы к новому 2012-2013 учебному году.

 

В 2016 году в результате реорганизации (постановление администрации г. Тамбова от 19.05.2016 № 2961) к муниципальному автономному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением отдельных предметов» присоединено муниципальное автономное образовательное учреждение межшкольный учебный комбинат «Центр технологического образования». Центр осуществляет технологическую, предпрофильную и профильную подготовку школьников города Тамбова, а также реализует образовательные программы по информатике (профильный уровень).

 

На сегодняшний день функционируем по модели «школа ступеней обучения», имеем три  отдельно стоящих здания. В корпусе №1 обучаются дети с первого по четвертый классы («школа детства»), в корпусе № 2 — обучающиеся с пятого по одиннадцатый классы («школа взросления и профильная школа»)

 

На первой ступени обучения педагогический коллектив формирует у обучающихся желание и умение учиться, помогает им приобрести опыт общения и сотрудничества, смоделировать устойчивый интерес к знанию и самопознанию, сформировать элементарные навыки творчества на основе прочной базисной подготовки.

8

На второй ступени обучения педагогический коллектив закладывает фундамент общей образовательной подготовки обучающихся, необходимый для продолжения образования на третьей ступени и выбора ими направления профессиональной подготовки с учетом личностных способностей и возможностей; создать условия для самовыражения обучающихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности.

9

На третьей ступени обучения образование ориентируется на продолжение развития самообразовательных навыков и ставит перед педагогическим коллективом выполнение следующих задач: завершение нравственного, физического и духовного становления выпускников; полное раскрытие и развитие их способностей;
формирование интеллектуальной и психологической готовности их к профессиональному самоопределению; обеспечение теоретического мышления высокого уровня общекультурного развития
Разделив ступени обучения, создали более комфортную атмосферу, планомерно реализуем возрастную образовательную и воспитательную систему, создаём оптимальные условия для сохранения здоровья и развития обучающихся.

10

2013/2014 учебный год принес яркие победы школы в региональных конкурсах «Лучшая школа Тамбовщины – 2013»,
«Народный проект – 2013»,
школа – призер (диплом 2 степени) регионального этапа Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» в номинации «За развитие кадрового потенциала в организациях непроизводственной сферы».
Устойчивый позитивный имидж школы сегодня можно рассматривать как важный современный компонент научно-методического продукта и как ресурс развития образовательного учреждения. В школе реализуется социальная программа «Развитие кадрового потенциала».

Коллектив школы владеет большим арсеналом методик и технологий преподавания: успешно и творчески применяются проблемное обучение, методика критического мышления, проектный метод и другие педагогические технологии, позволяющие разбудить мышление ребенка, стимулировать его интеллектуальное и личностное развитие. Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования.