Модель «Школа ступеней обучения»

Задача разработки и внедрения модели деятельности школ — ступеней обучения поставлена в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», обеспечивающей специфику организации образовательного процесса для младших школьников, подростков и старших школьников.

Пункт 1.8 статьи 3 Закона «Об образовании РФ» «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» гласит: «обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека».

Эта статья законодательно позволяет закрепить особенности реализации образовательных программ разных уровней освоения.

Младшие школьники, подростки и юношество имеют свои психические и физические особенности, которые нужно учитывать, если мы хотим, чтобы наши дети были здоровы,  учились охотно и успешно. Но традиционная модель школы дает для этого мало возможностей. Типичная школьная среда не имеет возрастной индивидуальности, она «усреднена», вынужденно рассчитана сразу на все ступени и поэтому не подходит полностью ни одной. Такая нивелировка затрудняет и обучение, и воспитание, и охрану здоровья. Значит, нужно создать условия, в которых каждая возрастная группа чувствовала бы себя комфортно и могла бы полностью реализовать ведущий для себя вид деятельности.

В возрасте 7-10 лет (младшая школа) – это деятельность учебная, для подростков (11-15 лет) самым важным является межличностное общение, для ранней юности (16-17 лет) на первый план выходит профессионально-учебная деятельность.

В 2012 году в целях решения наиболее актуальных задач современной образовательной системы, реализуя план мероприятий регионального комплексного проекта модернизации образования по оптимизации сети образовательных учреждений города Тамбова, была проведена реорганизация в форме присоединения к МБОУ СОШ №22 с углубленным изучением отдельных предметов МБОУ СОШ №2. Анализ ресурсов (кадровых, материальных, технических и т.д.) двух школ №22 и №2, позволил начать функционирование объединенного учрежденияс 1 сентября 2012 года в форме одной из вариативных моделей образовательных учреждений — «Школа ступеней».

Школа сегодня располагается в двух отдельно стоящих зданиях: в корпусе №1 обучаются дети с первого по пятый  классы («школа детства»)– 34 класса-комплекта 829 детей,
в корпусе № 2 — обучающиеся с шестого  по одиннадцатый классы («школа взросления и профильная школа») — 39 классов-комплектов, 1095 детей.

Презентация «Проект школы ступеней» [2013]
Информационная карта инновационного опыта [2013]