Туристско-краеведческая работа в школе

dsc00658

«Без странствований не создается 
ни одна индивидуальность.»
Гёте

Туризм как вид деятельности весьма привлекателен для детей. Это не только реальная возможность расширить собственные географические познания, даже на уровне родного края, но и решить проблему собственного «я». От других видов спорта туризм отличается рядом особенностей, прежде всего массовостью, которая объясняется его общедоступностью. Любому спорту свойственен соревновательный элемент. Но в туризме никогда не бывает проигравших — он сам по себе уже источник радости.
Цель туристского воспитания — формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. Важнейшие принципы воспитания состоят в том, чтобы соединить два полюса личности — самореализацию и социализацию, т.е. в воспитательной деятельности важна прежде всего ориентация на личность.
Воспитательные возможности туристско-краеведческой деятельности велики: она позволяет решать задачи развития личности, обеспечивать социально-ценностную направленность поведения человека, решая задачи воспитания патриотизма, любви к малой родине, гражданского самосознания.
В процессе туристско-краеведческой деятельности расширяется сфера общения учащихся, они приобретают навыки социального взаимодействия, опыт положительного поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности ребенка: трудолюбия, чувства товарищества, ответственности, которые воспитываются у членов туристской группы.

Для детей туризм еще привлекателен тем, что он дает им возможность побывать вне дома, расширить свои представления о мире, получить новые положительные впечатления, приобрести новых друзей.
Туризм – это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в воспитании нравственных качеств личности школьника.
Нельзя недооценивать и того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти подход к нему. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в школу.
В школе всегда есть некоторое количество детей, которые в потенциале имеют особый, повышенный интерес к туризму, для которых он при определенных условиях может стать деятельным увлечением, способным заполнить большую часть их досугового времени. Школа не должна оставить без внимания и этих детей, она должна удовлетворить их особый интерес к туризму — создать для них кружки, секции, клубы юных путешественников.
В МАОУ СОШ № 22 в 2017-2018 учебном году работает объединение туристско-краеведческой направленности с охватом 60 учащихся. Образовательный процесс осуществляется путем реализации следующих программы «Пешеходный туризм». Программа модифицированная, составленная на основе Типовой программы. Срок её реализации – 2 года.
В течение года обучающиеся получают знания, умения и навыки по пешеходному туристскому многоборью, спортивному ориентированию, спортивному туризму, овладевают знаниями по истории и современности  Тамбовского края.    Обучающиеся объединений  в течение учебного года активно  участвуют в различных массовых туристских мероприятиях, проводящихся как в школе, так и в городе.Конечно, не для всех детей туризм в его сложных формах является их главный деятельным увлечением, лучшим видом досуга, но в каждом ребенке живет интерес к путешествиям. Поэтому и нужна система туризма в школе, которая позволит удовлетворить интересы всех. Поэтому параллельно с кружками туризма для «увлеченных» существует «маленький» туризм в каждом классе. В простых формах одно-двухдневных походов он необходим каждому ребенку. Прогулки, слеты, походы, экскурсии, соревнования — это та «воспитательная среда», те «плодородные почвы», которые могут дать двойной, тройной урожай во всестороннем развитии школьников.

Для того, чтобы туристская деятельность в школе начала осуществляться необходимо, во-первых, чтобы учителя были готовы к ней. Во-вторых, в школе должна быть определенная система туристской работы, которая охватывала бы все возрастные группы школьников, начиная с первых и заканчивая одиннадцатыми классами, и обеспечивала бы систематическую работу со школьниками по комплексному изучению родного края в условиях экскурсий, походов и экспедиций с учетом традиций школы.
Что позволяет добиться массовости в туристской работе? В первую очередь – создание туристского актива, ученического и учительского.
В нашей школе хорошей традицией стала организация ежегодных туристических слетов, количество участников которых растет с каждым годом. В сентябре 2014 года в очередной турслет отправились более 200 учащихся 8-11 классов. Задача у турслета одна — укрепление здоровья учащихся, их физическое развитие, воспитание трудовых навыков и нравственных качеств.
В течение учебного года не только воспитанники кружков, но и другие учащиеся школы совершают различные экскурсии по памятным историческим местам города и области. Многие обучающиеся в рамках реализации проекта «Моя малая Родина» посещают музеи города. Часто наши учащиеся выезжают и за пределы области.
Таким образом, в нашей школе фактически существуют ДВА туризма: один как обязательный для всех классов («классный туризм»), но минимальный по объему, другой — для любителей путешествовать, для увлеченных краеведением, — как занятия в кружках по интересам («кружковый туризм»). Оба эти туризма разнятся по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности и разнообразию форм мероприятий (дел), глубине изучения туризма и, конечно, по контингентам детей, вовлекаемых в туризм.